На пороге в школу
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Мы поговорим с Вами о роли речевого развития ребенка и его успешного обучения в школе. На выходе из детского сада у ребёнка должен быть сформирован: пассивный и активный словарь, грамматический строй речи, умение слышать и выделять звук в слове (фонематическая сторона речи), связная речь.
В 5-6 лет ребёнок может свободно:
- Показывать и называть предметы и их части.
- Показывать и называть действия живого и неживого мира.
- Показывать и называть качественные признаки предметов: твёрдость, мягкость, т.е. их состояние. Форму, цвет, величину, объём предметов.
- Называть предметы в единственном и множественном числе (окно – окна, собака – собаки, пальто – пальто).
- Образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами (нож – ножик, рука – ручка, пальто – пальтишко).
- Образовывать названия детёнышей диких и домашних животных и птиц.
- Обобщать предметы по видовым и родовым признакам (фрукты, мебель, животные, транспорт и т.д.).
- Подбирать к словам антонимы (друг – враг, добро – зло).
- Уметь ставить вопросы и отвечать на них: Кто?, Что?, Что делает?, Какой?, Зачем?, Почему?, Как ты думаешь?, Чей?
- Рассказывать и пересказывать тексты (3-4 предложения).
Игры на развитие фонематического восприятия
Уважаемые родители! Помните, что овладение фонематическим строем речи является основой обучения грамоте. Умение воспринимать и различать звуки речи способствует формированию навыка грамотного чтения и письма.
Предлагаем Вашему вниманию следующие игровые упражнения на развитие фонематического восприятия:
- «Где спрятался звук?» – определить место звука в слове (начало, середина, конец).
- «Придумай слово» – придумать слова на заданный слог в определённой позиции (ра… – рама, рана; …ра – пора, кора).
- «Составить слоги» – с использованием цвета: синего (твёрдый согласный), зелёного (мягкий согласный), красного (гласный).
- «Живые буквы» – найти пару буквам, чтобы получился слог.
- Предложите ребёнку пофантазировать, на что похожа буква, выложить её из счётных палочек, вырезать из бумаги.
- «Поставь буквы правильно» – дописать недостающие элементы букв.
- Подобрать слова с заданным звуком.
- Заменить в слове один звук, чтобы получилось новое слово: пора, кора, нора, гора.
Важно помнить: «Грамотная речь – залог успешного обучения в школе!»