Нужна ли помощь малышу
Речь – один из наиболее мощных факторов развития ребенка.
Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет.
ВЫ ХОТИТЕ ВИДЕТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА
УСПЕШНЫМ И УВЕРЕННЫМ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКОМ?
Тогда самостоятельно оцените состояние речи Вашего ребенка, и Вы узнаете, нужна ли ему помощь специалиста.
Прочтите данные утверждения и поставьте напротив каждого его порядковый номер при условии согласия с высказыванием. Если Вы не согласны с данным утверждением – поставьте цифру 0.
№ |
Утверждение |
Баллы |
1. |
У членов нашей семьи есть недостатки произношения. |
|
2. |
Первое слово наш ребёнок произнёс позже 1 года. |
|
3. |
Малыш плохо жуёт и не любит твёрдую пищу (морковь, яблоко и др.) |
|
4. |
Наш ребёнок свободно говорит не только на русском языке. |
|
5. |
Наш ребёнок так быстро тараторит, что иногда мы не понимаем о чём он говорит. |
|
6. |
Медленная речь нашего ребёнка заставляет меня нервничать. |
|
7. |
Ребёнок говорит очень громко (или очень тихо). |
|
8. |
У нашего ребёнка не получается выговаривать длинные слова. |
|
9. |
Малышу с трудом удаётся заучивать стихи. |
|
10. |
Некоторые буквы и цифры он пишет в обратную сторону. |
|
11. |
Нашему ребёнку уже 6 лет, а он никак не может запомнить буквы. |
|
12. |
В речи ребёнок допускает грамматические ошибки (Длинные ухи. Много стулов. Моя яблоко). |
|
13. |
Наш ребёнок не выговаривает некоторые звуки. |
|
14. |
Мы столько раз читали эту сказку, а ребёнок не может её рассказать! |
|
15. |
Часто окружающие просят "перевести", что сказал наш малыш. |
|
16. |
Наш ребёнок заикается. |
|
17. |
Меня настораживает, тот факт, что ребёнок 3-4 раза повторяет одно и тоже слово, прежде чем высказать свою мысль. |
|
|
Общее количество баллов: |
|
ИТАК, ВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОЦЕНИЛИ РАЗВИТИЕ РЕЧИ СВОЕГО МАЛЫША.
НАСТУПИЛ МОМЕНТ ПОДСЧЁТА НАБРАННЫХ БАЛЛОВ.
Если Вы набрали:
- от 0 до 4 баллов - у вас нет причин для беспокойства;
- от 5 до 9 баллов – рекомендуем проконсультироваться у учителя – логопеда ДОУ или детской поликлиники;
- от 10 баллов и больше – необходимо срочно обратиться за помощью к невропатологу и учителю – логопеду!
Когда следует обратиться за помощью?
Если возник такой вопрос,
скорее всего, Ваша тревога обоснована – нужно было сделать это ещё ВЧЕРА!
Вы хотите помочь ребёнку?
Для конструктивного подхода в решении проблем
Вам предлагается:
- Наблюдать за ребёнком и фиксировать в «Записной книжке» его состояние – происходящие с ним изменения, трудности и достижения.
- Принимать активное практическое участие в речевом развитии ребёнка.
- Необходимо проконсультироваться у специалистов: педиатра, психиатра, невропатолога, логопеда, психолога.
- Возможно, понадобиться посетить: окулиста, сурдолога, эндокринолога, врача-генетика.
ПОМНИТЕ!
- После 7 лет успехи ребёнка в большей степени будут зависеть не от учителей, учебных программ или помощи родителей, а от того насколько интеллектуально насыщена была его жизнь в раннем возрасте.
- Не переутомляйте ребёнка! Это можно сделать чем угодно, даже завязывая шнурки или складывая игрушки в коробки.
- Играйте обучая! В любой игре с мамой или папой происходит развитие интеллектуального и речевого потенциала ребёнка!
СКОРАЯ КНИЖНАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ ИЛИ ЧТО МОЖНО ПРОЧИТАТЬ О РАЗВИТИИ РЕЧИ МАЛЫША.
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста, Москва, 2007
- Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона.
- Громова О. Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста.
- Громова О. Е. Топ-топ. Бух. Речь: Первые глаголы: Для детей до 2 лет.
- Громова О. Е. Вот я какой! Речь: Первые глаголы: Для детей до 2 лет.
- Громова О.Е. Алло! Ляля?: Речь; Первые глаголы: До 2 лет.
- Громова О.Е. Павлова Л.Н. Еще про Зайку: Развитие речи 2-4 года.
- Громова О.Е. Путь к первым словам и фразам: Пособие для родителей.
- Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? – М., 2004.
- Давидович Л. С., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? – М., 2001.
- Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. – М.: Издательский центр Техинформ МАИ, 1997.
- Мирясова В. И. Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников.
- Новоторцева Н. В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999, 61 с.
- Янушко Е. Помогите малышу заговорить.
Материал подготовлен на основе книг:
Громова О.Е. Путь к первым словам и фразам: Пособие для родителей.
Давидович Л. С., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? – М., 2001.