Повышение резервов организма ребенка дошкольного возраста в период полярной ночи и выхода из нее
Уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о том, как оптимизировать режим жизни ребенка в период полярной ночи и как помочь ребенку выйти из нее.
В районе Крайнего Севера установлены изменяющиеся сезонные периоды (биологические ритмы), самыми негативными из которых являются период «полярной ночи» (ноябрь – декабрь) и выход из «полярной ночи» (январь – февраль). В период «полярной ночи» дошкольники подвержены эмоциональным расстройствам, которые выражаются в форме повышенной раздражительности, обидчивости, сменяющихся агрессивностью и конфликтностью, что связано с изменениями в нейрогуморальной системе организма («синдром полярного напряжения»).
При организации питания детей в этот период из рациона питания нельзя полностью исключать жиры (как многие ошибочно считают). В целом же отношение белков, жиров и углеводов в питании северян должно находиться в соотношении 1:1;4. Это значит, что продукты должны содержать углеводы в четыре раза больше, чем отдельно взятые жиры и белки.
В питании детей рекомендуется использовать большое количество сезонных овощей и фруктов. При этом важно не злоупотреблять жареным, острым, солёным, исключить большое содержание мучных продуктов – пельмени, макароны, вареники, чтобы не было факторов, агрессивно влияющих на органы пищеварения. Рекомендуется дополнительно вводить в рацион свежевыжатые соки из овощей и фруктов. А также употребление молока и кисломолочных продуктов.
При выходе из полярной ночи не менее важно высыпаться, не переутомляться, больше бывать на свежем воздухе, двигаться. Лыжи, бассейн – вот чем лучше всего заниматься в свободное время. Спать нужно ежедневно не менее 8 часов. Детям следует ложиться не позднее 9 часов вечера.
Важно, чтобы дети как можно меньше времени проводили у компьютера и телевизора.
В нашем детском саду работа по оздоровлению детей выстраивается на основных принципах оздоровительной программы для детских учреждений Севера, к которым относятся:
- учет возрастных особенностей детей, состояния их здоровья;
- рациональная организация двигательной активности детей;
- организация питания детей.
Поэтому в каждой группе детского сада проводятся циклические упражнения, которые составляют основное содержание утренней зарядки, занятия по физическому воспитанию, прогулки, физкультминутки, спортивные игры и упражнения с музыкальным сопровождением на фоне положительных эмоций детей.
С целью усиления двигательного режима в течение дня проводятся дыхательная, артикуляционная, корригирующая, тонизирующая, пальчиковая, мимическая гимнастика, психогимнастика, двигательные паузы, подвижные игры.
Проводится тренировка системы терморегуляции растущего организма – закаливание (оптимальная температура воздуха в помещении, одежда, соответствующая погоде и температуре воздуха, а не сезону), босохождение, обливание ног.
Осуществляется комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств, направленных на нивелирование дистрессовых невротических состояний у детей:
- создание благоприятного микроклимата в каждой возрастной группе – звучание классической музыки в течение дня, использование релаксационных упражнений в режиме дня
- обеспечение рационального питания детей с полным набором важнейших компонентов пищи (белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов и балластных веществ (растительные волокна и клетчатка при ограниченном потреблении рафинированных продуктов);
- С-витаминизация
В домашних условиях, уважаемые родителям, мы можем Вам посоветовать:
- следить за физическим развитием и эмоциональным состоянием своего ребёнка
- проводить закаливающие процедуры (умываться холодной водой, одевать ребёнка как себя, ходить пешком)
- соблюдать режим дня независимо от времени года.
- вывозить детей в летний период на отдых в южные регионы страны.
- организовать рациональное питание, особенно в весенний период.
- заниматься с ребёнком: знакомить его с окружающим, рассказывать о животных, птицах, растениях, показывать их на картинках, знакомить с профессиями и пр., т.е. развивать кругозор детей.
Из лекарственных препаратов рекомендуется применять комплексы поливитаминов с микроэлементами, соответственно возрастным группам.
Мы желаем крепкого здоровья Вам, уважаемые родители, и Вашим детям!