Программа «Здоровый малыш»
Разработана программа оздоровления детей в условиях МБДОУ детский сад № 49 комбинированного вида «Здоровый малыш», которая отражает систему работы по комплексному решению вопросов оздоровления детей.
Цель программы «Здоровый малыш» - сохранить и укрепить здоровье детей, сформировать у родителей, педагогов, воспи-танников ответственность в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи программы «Здоровый малыш»:
- Определить медико-педагогические условия, повышающие качество воспитательно-образовательного процесса.
- Внедрить в практическую деятельность педагогического коллектива оздоровительную программу.
- Отследить результаты реализации оздоровительной программы в условиях ДОУ.
- Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.
При практической реализации поставленных задач работа основываемся на принципах здоровьесберегающих технологий:
- Принцип научности — подкрепление всех проводимых меро-приятий, направленных на укрепление здоровья, научно обосно-ванными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности — участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
- Принцип комплексности и интегративности педагогических процессов — выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.
- Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
- Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
- Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок и педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
- Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
- Принцип активного обучения обязывает строить процесс воспитания с использованием активных здоровьесберегающих форм и методов обучения.
- Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
- Принцип креативности личности ребенка заключается в творческом развитии личности детей в процессе эмоционально – двигательного музыкального тренинга.
- Принцип взаимодействия ДОУ и семьи направлен на создание условий для обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
- Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Реализация программы базируется на комплексном подходе в работе с детьми.
Основные направления реализации программы
- Укрепление материально – технической базы ДОУ.
- Работа с детьми: осуществляется воспитателями, медицинскими работниками, инструктором по физическому воспитанию, психологом, логопедом, музыкальным руководителем, помощниками воспитателей. Она включает в себя:
• диагностику;
• полноценное питание;
• систему эффективного закаливания;
• организацию рациональной двигательной активности; создание условий организации оздоровительных режимов для детей;
• применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов;
• коррекционно – педагогическую работу с детьми;
• лечебно – профилактическую работу. - Работа с педагогами.
- Работа с родителями:
• Повышение педагогической культуры родителей.
• Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
• Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
• Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.
• Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
• Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
• Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.