МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАТО г. Североморск

"ДЕТСКИЙ САД № 49"

 

Повышение резервов организма ребенка дошкольного возраста в период полярной ночи и выхода из нее

Уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о том, как оптимизировать режим жизни ребенка в период полярной ночи и как помочь ребенку выйти из нее. 
В районе Крайнего Севера установлены изменяющиеся сезонные периоды (биологические ритмы), самыми негативными из которых являются период «полярной ночи» (ноябрь – декабрь) и выход из «полярной ночи» (январь – февраль). В период «полярной ночи» дошкольники подвержены эмоциональным расстройствам, которые выражаются в форме повышенной раздражительности, обидчивости, сменяющихся агрессивностью и конфликтностью, что связано с изменениями в нейрогуморальной системе организма («синдром полярного напряжения»).

При организации питания детей в этот период из рациона питания нельзя полностью исключать жиры (как многие ошибочно считают). В целом же отношение белков, жиров и углеводов в питании северян должно находиться в соотношении 1:1;4. Это значит, что продукты должны содержать углеводы в четыре раза больше, чем отдельно взятые жиры и белки.

В питании детей рекомендуется использовать большое количество сезонных овощей и фруктов. При этом важно не злоупотреблять жареным, острым, солёным, исключить большое содержание мучных продуктов – пельмени, макароны, вареники, чтобы не было факторов, агрессивно влияющих на органы пищеварения. Рекомендуется дополнительно вводить в рацион свежевыжатые соки из овощей и фруктов. А также употребление молока и кисломолочных продуктов.

При выходе из полярной ночи не менее важно высыпаться, не переутомляться, больше бывать на свежем воздухе, двигаться. Лыжи, бассейн – вот чем лучше всего заниматься в свободное время. Спать нужно ежедневно не менее 8 часов. Детям следует ложиться не позднее 9 часов вечера.

Важно, чтобы дети как можно меньше времени проводили у компьютера и телевизора.

В нашем детском саду работа по оздоровлению детей выстраивается на основных принципах оздоровительной программы для детских учреждений Севера, к которым относятся:

  • учет возрастных особенностей детей, состояния их здоровья;
  • рациональная организация двигательной активности детей;
  • организация питания детей.

Поэтому в каждой группе детского сада проводятся циклические упражнения, которые составляют основное содержание утренней зарядки, занятия по физическому воспитанию, прогулки, физкультминутки, спортивные игры и упражнения с музыкальным сопровождением на фоне положительных эмоций детей.

С целью усиления двигательного режима в течение дня проводятся дыхательная, артикуляционная, корригирующая, тонизирующая, пальчиковая, мимическая гимнастика, психогимнастика, двигательные паузы, подвижные игры.

Проводится тренировка системы терморегуляции растущего организма – закаливание (оптимальная температура воздуха в помещении, одежда, соответствующая погоде и температуре воздуха, а не сезону), босохождение, обливание ног.

Осуществляется комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств, направленных на нивелирование дистрессовых невротических состояний у детей:

  • создание благоприятного микроклимата в каждой возрастной группе – звучание классической музыки в течение дня, использование релаксационных упражнений в режиме дня
  • обеспечение рационального питания детей с полным набором важнейших компонентов пищи (белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов и балластных веществ (растительные волокна и клетчатка при ограниченном потреблении рафинированных продуктов);
  • С-витаминизация

В домашних условиях, уважаемые родителям, мы можем Вам посоветовать:

  • следить за физическим развитием и эмоциональным состоянием своего ребёнка
  • проводить закаливающие процедуры (умываться холодной водой, одевать ребёнка как себя, ходить пешком)
  • соблюдать режим дня независимо от времени года.
  • вывозить детей в летний период на отдых в южные регионы страны.
  • организовать рациональное питание, особенно в весенний период.
  • заниматься с ребёнком: знакомить его с окружающим, рассказывать о животных, птицах, растениях, показывать их на картинках, знакомить с профессиями и пр., т.е. развивать кругозор детей.

Из лекарственных препаратов рекомендуется применять комплексы поливитаминов с микроэлементами, соответственно возрастным группам.

Мы желаем крепкого здоровья Вам, уважаемые родители, и Вашим детям!