МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАТО г. Североморск

"ДЕТСКИЙ САД № 49"

 

Современные подходы к оздоровлению детей дошкольного возраста

Уважаемые родители!

Мы хотим поговорить с Вами о здоровье детей с позиции современных требований, о том,  как сегодня трактуется понятие «здоровье», каковы его элементы, какова роль духовного здоровья. Думаем, что данная информация не только интересна для Вас, но и полезна.

Современные подходы к оздоровлению детей дошкольного возраста

Здоровье всегда определялось как нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы. С развитием общества это понятие наполнялось новым содержанием, а определение ”здоровый” стали соотносить с образом жизни человека, его духовным развитием и психическим состоянием.

Была сделана попытка определения сущностных элементов здоровья, в которых выделяются несколько концептуальных подходов к определению этого состояния:

Здоровье - это нормальная функция организма на всех уровнях    его организации. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от их известного среднего состояния.

Здоровье - это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.  А  болезнь – их нарушение.

Здоровье это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде.

Здоровье – это  отсутствие болезни, болезненных состояний.

Здоровье - это  способность к полноценному выполнению своих социальных функций. Это указывает на  важность участия  человека в социальной деятельности.

Здоровье - это полноценное  физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоничное развитие физических и духовных сил.

Этот признак созвучен  с определением здоровья, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения в 1948г. и, которым принято пользоваться  до сих пор. Всемирная организация здравоохранения практикует это понятие как “такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезни или физическихдефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Выделяют 4 модели определения понятия здоровья: медицинскую, биомедицинскую и ценностно-социальную.

Медицинская модель - содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья.

Биомедицинская модель - это отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья.

Биосоциальная модель - в понятие “здоровье” включает биологические и социальные признаки. Эти признаки рассматриваются в единстве, но приоритеты отдаются социальным признакам.

Ценностно-социальная модель - признает здоровье базовой человеческой ценностью.

Идея гармонии души и тела как основы здоровья возникла в глубокой древности.

Проблема духовного здоровья имеет особое значение. Многие специалисты в области медицины считают, что духовное здоровье  следует оберегать в первую очередь.Современная официальная медицина относит к числу психосоматических, т.е. берущих начало в психической дисгармонии, около 80% всех заболеваний.

Существует ряд признаков духовного здоровья (силы духа):

  • Позитивный взгляд на жизнь и внутреннее равновесие.
  • Способность к концентрации.
  • Способность обуздывать негативные эмоции.
  • Высокий уровень социальной активности.
  • Понимание личностей и ситуаций.
  • Вегетативную стабилизацию.
  • Способность слушать и слышать, смотреть, видеть, выбирать себя и выбирать себе.
  • Внимательность, собранность.
  • Способность ориентации, которая позволяет человеку занять адекватную позицию в окружающем мире.

Мысль, утверждающая здоровье, оздоравливающе действует на весь организм. Поэтому не так давно появился новый термин “ментальное здоровье”. Это понятие связывается с направленностью ума. Ум может иметь созидающую направленность  или разрушающую. При соответствующих погрешностях воспитания (при отсутствии психической патологии) ребенок, а потом и взрослый человек стремятся к разрушению или уничтожению материальных или человеческих отношений.

Маленькому ребенку интересно знать, как устроена машина. И он откручивает колеса, и если ребенку не предложить собрать игрушку снова, то он привыкает разрушать многое из того, к чему он прикасается. Направленность ума одних детей заставляет делать скворечники, а других – рогатки, чтобы стрелять птиц.

Ментальное здоровье напрямую связано с тем, как мыслит человек, к приобретению каких знаний стремится, как собирается их применить.

Критерии и оценка  здоровья

Базовыми критериями физического здоровья являются:

  • состояние сердечнососудистой системы;
  • состояние иммунной системы;
  • способность организма усваивать кислород воздуха.

К числу основных критериев здоровья принято относить:

  • состояние опорно-двигательного аппарата;
  • состояние нервной системы;
  • состояние пищеварительной и мочеполовой системы.

Критерием психического здоровья исследователи считают психическое равновесие.

К критериям психического здоровья принято относить:

  • способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков;
  • целеустремленность, работоспособность, активность;
  • полноценность семейной жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, чувство ответственности за потомство и близких членов его семьи;
  • критический подход к обстоятельствам жизни;
  • автономию личности, компетентность в отношении окружения, уверенность в себе, необидчивость;
  • естественность поведения, независимость;
  • самообладание и способность радоваться.

Критерии социального здоровья: интерес к самому себе, общественный интерес, самоконтроль, гибкость, ориентацию на творческие планы, научное мышление, ответственность за свои эмоциональные  нарушения.

К основным признакам  физического нездоровья (при отсутствии клинических признаков, как, например, температура) являются:

  • нарушения сна;
  • отсутствие аппетита;
  • плохое функционирование пищеварительной системы;
  • неустойчивость к физическим нагрузкам;
  • плохие зубы;
  • нездоровая кожа;
  • ощущение усталости и общей слабости.

К  психическому   нездоровью  обычно относят:

  • чувственную тупость;
  • безпричинную злость;
  • враждебность;
  • повышенную тревожность;
  • снижение когнитивной активности;
  • хаотичность и категоричность мышления;
  • повышенную внушаемость;
  • уход от ответственности за себя;
  • зависимость от вредных привычек;
  • пассивность, утрата веры в себя, в свои возможности.

Социальное неблагополучие личности проявляется в неадекватном восприятии окружающего мира, дезадаптивном поведении, конфликтности, враждебности, эгоцентризме и др.
Оценка здоровья традиционно проводится специалистами. Но следует сказать, что универсального критерия для оценки здоровья не найдено.

Оценка психического, а тем более социального здоровья не  имеет точных стандартов.

С уважением Елена Николаевна и Валентина Александровна